Мета́л (реже мета́лл, ме́тал — от англ. metal) — жанр рок-музыки, появившийся из хард-рока в начале и середине 1970-х гг.

Для метала характерны скоростные агрессивные ритмы, гитарные партии, построенные на риффах, искажённый гитарный звук, достигаемый за счет использования особого гитарного эффекта под названием дисторшн (англ. distortion — «искривление», «искажение»), обязательно присутствие соло-гитарных партий. Метал имеет достаточно большое число подстилей, от сравнительно «мягких» (таких, как, например, классический хеви-метал) до весьма «тяжёлых» и неприемлемых для большинства неподготовленных слушателей (дэт-метал, блэк-метал и т. п.).

Относительно происхождения названия существует несколько версий и несколько источников. Писатель Уильям Берроуз использовал слова Heavy metal в своих произведениях, описывая инопланетян. Слова «Heavy metal thunder» есть в песне группы Steppenwolf — «Born to Be Wild», выпущенной в 1968 году. Эвфемизм «heavy metal» среди артиллеристов означал громкую канонаду, и, по-видимому, изначально использовался по отношению к хард-рок музыке как эпитет за громкость и ритмичность.[1]

Известно, что «Heavy metal» как музыкальный термин был впервые применен к альбому Kingdom Come группы Sir Lord Baltimore критиком Майком Сандерсом и популяризован критиком Лестером Бэнгсом в его статьях о Led Zeppelin и Black Sabbath.[2] Поначалу критики не делали никаких различий между «хард-роком» и «хэви-металом», которые сейчас считаются разными жанрами.

Смысл и идейная направленность песен зачастую разнится от направления к направлению, сохраняя при этом некоторую общность. Для всех видов метала характерны отвлечённость, обращение к аллегорическим, фантастическим темам, зачастую эскапизм, а также, для большинства поджанров, — воинственность и агрессия, культ сильной личности. Так, для дэт-метала типичны темы насилия и смерти, для дум-метала — темы печали, меланхолии и отчаяния, для блэк-метала — оккультные темы, пауэр-метал часто обращается к темам сказок и фантазии. Трэш-метал имеет наименее отвлечёную тематику, обычно посвящённую проблемам общества, и в этом схож с панк-роком. Несмотря на внешнюю агрессивность, лирика многих метал-групп является скорее элементом стиля и имиджа, а не призывом к насилию. Тексты металистов менее привязаны к личности и эмоциям автора и исполнителя, чем у других рок-групп. За счёт этого они зачастую более последовательны и связны, сюжетные песни по мотивам книг и концептуальные альбомы являются общим местом.

1. Авангардный метал
Следует отметить, что точные рамки авангард-метала всё ещё не определены, хотя на некоторых моментах, например, на наличии эксперементаторства, мнения сходятся. Однако, обобщая, авангард-метал, как правило, характеризуется следующим:
• Поиск и использование нешаблонных аранжировок
• Упор на новое звучание и тембр
• Использование необычных созвучий
• Использование нестандартных вокальных или инструментальных приёмов
• Частые заимствования из индустриального метала осовремененной (авангардной) классической музыки и, иногда, джаза (вернее, фри-джаза  и авангардного джаза), а время от времени и других жанров.
• Группы, играющие авангардный метал :
Alchemist, Angizia, Arcturus, Atrox, Carnival in Coal, Celtic Frost, Diablo Swing Orchestra, Die Apokalyptischen Reiter, Divina Enema, Faith No More, Fantômas, Fast Eddie, Gire, In the Woods, Kekal, Kronk, Lux Occulta, Mr. Bundl, Ortherlm, Peccatum, Phlebotomized,    Ram-Zet, Sariola, Solefald, Ulver, Unexpect.
2. Альтернативный метал
Альтернативный метал вместе с гранжем начал набирать популярность в начале 1990-х. Жанр является слиянием хэви-метала с альтернативным роком (в особенности с инди-роком 1980-х). Для альтернативного метала характерны и тяжёлые гитарные риффы, присущие металу, и черты экспериментальной музыки — нетрадиционные тексты песен, нечётный музыкальный размер, необычные технические приемы, неприятие условностей и традиций тяжёлой музыки, соединение метала с самыми разнообразными музыкальными жанрами.
Стили альтернативного метала:
• Фанк-метал -  сам фанк основался в точном звучании в середине 80-ых, благодаря группе Red Hot Chili Peppers. Faith no more смешали фанк, heavy metal, гранж, хард рок, пост трэш и добавили абсолютное новое звучание.
Позже в фанк стали добавлять реп, новое оригинальное звучание бас-гитары, так называемый «слэп». Фанк оказал самое большое влияние на nu metal — стиль, основанный на смеси фанка, треша, гранжа и репа, также элементы индастриала.
• Индастриал метал - музыкальное направление в рок-музыке, образовавшееся в конце 80-х предположительно в США и Великобритании в результате слияния двух жанров — индастриала и хеви-метала. Для обсуждаемого направления характерно использование риффов из хеви-метала, «индустриального» синтезатора, сильно искажённого звука гитар и «жёстких» вокалов (впрочем, в отдельных случаях встречается чистое звучание). Индастриал-метал охватывает подстили аггро-индастриал и колдвейв. Иногда в этом жанре можно наблюдать использование отдельных элементов из нью-метала и постпанка. Представители: Celldweller, Deathstars,Emigrate, Fear Factory,  Gothminister,  Killing Joke,  The Kovenant, Die Krupps, Lard, Marilyn Manson,  Ministry, Rammstein, Rob Zombie, Revolting Cocks, Samael, Static-X, Zeromancer, Oomph!
• Кроссовер - панк-рок-группы также попали под влияние хэви-метала. Кроссовер — слияние хардкора и трэш-метала. Известные группы: Corrosion of Conformity, Suicidal Tendencies, Stormtroopers of Death, Linkin Park.

• Нью-метал - поджанр альтернативного метала, появившийся в середине 1990-х годов. Большинство коллективов смешивают нью-метал с другими жанрами, вследствие чего образовались несколько основных и огромное количество более редких поджанров. В 90-е и нач. 2000-х годов этот жанр являлся самым востребованным на рынке рок-музыки в частности и музыкальной индустрии вообще.

o Ранний nu-metal
Смерть лидера легендарной группы Nirvana, Курта Кобейна, в 1994 году дала толчок к сильному развитию альтернативной музыки с гранж-составляющей. Чистый ню-метал в том виде, в котором его создали основоположники жанра, представляет из себя смешение грув-метала и гранжа. Очень часто используется гранжевый ход «спокойно-резко», то есть в куплете музыка и вокал спокойные, большое внимание уделяется басу и вокалу, а в припеве вокал срывается на крик, в ход идут жесткие гитарные риффы, хотя бывает и обратное. Мелодика довольно разнообразная для разных групп, много внимания уделяется специфическому ритму. Наиболее известные группы: KoRn, Deftones.
o Angry nu-metal
Как следует из названия, отличается более мощным, яростным подходом к общему звучанию. Почти повсеместно используется гроулинг, хаотичные и простые гитарные риффы, соло-моментов почти нет. Музыка очень агрессивная, с более быстрым темпом в отличии от других видов этого жанра. Наиболее известные группы: Slipknot, Soulfly (особенно позднее), SOAD, Mudvayne.
o Nu-metal/rapcore
Это направление имело огромную популярность в первые пять-шесть лет 21-го века. Фактически, это что-то среднее между ню-металом и рэпкором. Обладает более мягким саундом, нежели классика и энгри. В вокале присутствует гораздо больший процент хип-хоперской «читки», как правило вставляющейся в куплетах, но в отличие от чистого рэпкора, используется и обычный для жанра вокал. Наиболее известные группы: Linkin Park (ранние), Limp Bizkit.
Зарубежные группы, играющие нью-метал:
• 40 Below Summer, American Head Charge, Blindside, Celldweller, Coal Chamber, Deftones, Disturbed,  Drowning Pool, Exilia, Flaw, Flyleaf, Godsmak, Hot Action Cop, KoЯn, Limp Bizkit, Linkin Park (ранние), Maximum The Hormone, Mushroomhead,  One Minute Silence, POD, Sepultura (1996 год, в соч. с грув-металом), Slipknot, Soil, SOaD, Static-X (+индастриал)

Альтметал-группы также иногда смешивают метал с готик-роком (однако, это не является готик-металом), постпанком, инди-роком, нойз-роком и гранжем.