Блэк метал
Блэк-метал появился в начале 1980-х, а первым произведением в этом стиле считается альбом группы Venom «Black Metal» (1982), от которого и произошло название стиля, хотя многие называют в качестве основоположника стиля группу Bathory. В истории блэк-метала выделяют четыре волны. К первой относят "прото"-блэк-метал, самые известные представители которого — Venom, Sodom (раннее), Bathory, ко второй — группы, окончательно сформировавшие жанр в 85-90-х (в первую очередь, норвежские и шведские). Третья волна - начало 90-х 95-е. После 95 - четвертая волна.
Блэк-метал характеризуется крайне скоростными барабанными (бласт-бит) и гитарными партиями. Звук гитар делается резким и высоким. Характерный прием игры — тремоло. Вокал обычно очень высокий (скриминг), встречаются вставки низкого «рычащего» вокала — гроулинга. Подобное звучание часто определяется как raw black metal (от raw — «сырой») и считается эталонным. Бас-гитара и клавишные (редко) играют вспомогательную роль в классическом блэке, тогда как в симфо-блэке клавишным уделяется большое внимание.
Характерную роль играет так же сценический образ исполнителей. Большая часть из них выходит на сцену в особых одеждах, стилизованных под военную форму варваров или третьего рейха или же под ритуальные одеяния. Также подавляющее большинство исполнителей используют характерный макияж (корпспэйнт), цель которого — сделать исполнителя похожим на труп.
Блэк-метал характеризуется крайней идеологизированностью. Очень распространённой темой в блэке является «тёмная сторона»: сатанизм, оккультизм, а также язычество, нигилизм, война, человеконенавистничество, ненависть вообще. Довольно часто в блэке присутствуют элементы нацизма.
Классификация блэк-метала:
• Прото-блэк - или классический блэк — блэк-метал в его изначальном виде, ещё не отделившийся до конца от трэш-, или хэви- (как это было с группой Mercyful Fate) метала. Бласт-бит прослеживается далеко не во всех композициях, вокал, за исключением группы Bathory, не слишком высокий. Сейчас почти не встречается.
Родоначальники: Bathory, Celtic Frost, Hellhammer, Mercyful Fate, Sodom, Venom, Sarcofago
Кроме того: Amazarak, Aura Noir, Damnation, Inquisition, Tearstained, Gravewϋrm
• Тру-блэк - самое радикальное, «чистое» направление блэка. Идеологически правильными в тру-блэке можно считать тексты на такие темы как антихристианство, сатанизм, дьяволопоклонничество, люциферианство,оккультизм. Стиль возник в Норвегии. Музыка как правило предельно простая, зачастую примитивная, хотя встречаются группы с высоким исполнительским мастерством, играющие тру-блэк с довольно сложной структурой.Подвидом тру-блэка является raw black metal, композиции записаны одной дорожкой без потоков и с перегруженной гитарой.
Родоночальники: Mayhem, Tormentor, Burzum, Darkthrone,Marduk.
Представители: Carpathian Forest, Gorgoroth, Satyricon (первые 3 альбома), Mütiilation, Lucifugum (позднее творчество), 1349, Enthroned, Judas Iscariot, Deathspell Omega (раннее творчество), Nachtmystium, Satanic Warmaster, Ragnarok, Beherit (1989—1993), Trelldom, Moonblood, Nighthatred.
• Мелодик блэк - группы, играющие в этом стиле, характеризуются привычными для жанра вокалом (скримингом, реже гроулингом), бласт-битом. Тем не менее звучание отличается от традиционного, прежде всего за счет меньшего использования дисторшна (в том числе встречаются чистые гитарные соло), усложнённой структуры (например, чередования быстрых и медленных частей) и преобладающей роли «атмосферных» клавишных. Некоторые группы по музыке и тематике песен (вампиризм) близки готик-металу.
Родоначальники: Dimmu Borgir, Dissection.
Представители: Abyssos, Agathodaimon, Ancient, Ancient Ceremony, Catamenia, Daemonarch, Dark Fortress, Dismal Euphony, Dornenreich (раннее творчество), Graveworm, Hecate Enthroned, Illnath, Lord Belial (раннее творчество), Naglfar, Old Man's Child, Siebenbürgen (раннее творчество), Theatres des Vampires (раннее творчество), Twilight Ophera.
• Симфоник блэк - «симфоническая» разновидность блэка. Для симфоник-блэка характерно широкое использование клавишных, иногда оркестровых арранжировок и женского вокала.
Родоначальники: Limbonic Art, Dimmu Borgir, Emperor, Cradle Of Filth
Представители: Alghazanth, Anorexia Nervosa, Cradle of Filth, Finnugor, Darzamat (раннее творчество), Mork Gryning, Tvangeste, Tyrant, Vesperian Sorrow, Astaroth (позднее творчество), Noromi Lucalen.
• NSBM - принадлежность групп к этому жанру определяется текстами, которые идеологически ориентированы на расизм, нацизм, антисемитизм. При этом подавляющее большинство исполнителей сочетает нацизм и антисемитизм с язычеством, что роднит жанр с пэган-металом, однако есть и сочетающие с True (сатанистской) тематикой. Музыка может варьироваться от фолк-рока до классического блэк-метала.
Родоначальники: Absurd, Morke, Graveland, Kristallnacht.
Представители: Grand Belial's Key, Nokturnal Mortum (позднее творчество), Warhead, Темнозорь, Branikald, Forest, Thor's Hammer, Capricornus, Kataxu.
• Пэган-блэк - для него характерно отсутствие сатанинской идеологии при сохранении враждебного отношения к христианству. Близок к NSBM, в частности их роднит наличие в текстах элементов расизма или антисемитизма. Одним из идеологов языческого блэк-метала, основанного на скандинавской мифологии, является Варг Викернес.
Родоначальники: Ulver (ранний), Behemoth (до `99 Satanica), Satyricon.
Представители: Аркона, Severgore, Argar, Belenos, Heiden, Hel, Kampfar, Menhir, Minas Morgul, Odal, Raven Dark, Riger, Sigma Draconis, Skyforger, Sunchariot, Światogor, Tharaphita, Triskèle, Trollech, Udainsakr, Uranus, Urskumug
• Викинг-блэк - результат смешения блэк-метала с викинг-металом. Стилистикой текстов похож на Pagan black, но часто идейно насыщен последней битвой — Рагнарёком. Тексты повествуют о древних битвах северных воинов с захватчиками или наоборот об ограблении монастырей во славу северных богов, о преданиях, легендах, былинах и мифах.
Родоначальники: Bathory
Представители: Enslaved, Thyrfing, Black Fog, Der Henker, Empyrean Plague, Lindisfarne, Thrudvangar, Ulvhedin.
• Атмосферный блэк - часто перекликается с depressive black metal’ом. Добавлены клавишные вставки. Тематикой текстов часто является природа.
Родоначальники: Summoning, Carpathian Full Moon
Представители: Profanum,Basarab, Darkestrah, Abyssum, Nae'blis, Wanderer, Ancient Wisdom, Algaion, Ceremonial Embrace, Gaoth Anair, Mournful Night, Evol, Thy Repentance, Archaicus, Cimetière, Walknut, The Firstborn, Archaicus, Astaroth (позднее творчество), Triste, Sear Bliss, Drudkh.
• Эмбиент блэк - часто перекликается с депрессивным блэком. Добавлены клавишные пассажи, отдельные звуки, шумы природы. Музыка не тяжёлая и далёкая от black’а, но лирика оставлена от прародителя. Зачастую к этому направлению причисляют эмбиентные сайд-проекты блэк-метал музыкантов.
Родоначальники: Burzum (альбом Dauði Baldrs (1997)).
Представители: Abruptum, Darkspace, Paysage D`Hiver, Henoth, Vinterrikket, Stalaggh, Svartthron, Viking Crown (последний альбом), Dissidens, Forest Silence, Trist.
• Депрессивный блэк - отличается большой длиной и небыстрым темпом композиций, зацикленной структурой, монотонностью, неагрессивным звучанием, «акцентирующими» клавишными. Основной тип вокала —- шрайк (от нем. Schrei - «вопль») —- истеричный, верещащий вой. Вокалисты иногда с помощью воя акцентируют внимание на концовке такта. Соло отсутствует. Тематика текстов — тоска, апатия, депрессия, отчаяние, самоубийство. Иногда используется равнозначный термин Suicidal Black Metal.
Родоначальники: Strid (EP Strid (1995)), Burzum, Abyssic Hate
Представители: Shining, Xasthur, Wedard, Winds Of Sorrow, Saol, Sorrows, All The Cold (Russia, Murmansk), Nocturnal Depression, Beatrik, Silencer, Nyktalgia, Happy Days, Anti, Sterbend, Svart, Gris.
• Индустриальный блэк - представляет собой индастриал-метал, в который добавляются элементы блэка, в первую очередь очень плотные и быстрые ударные (обычно с использованием драм-машины), скриминг как основной тип вокала и типичные для блэк-метала тексты.
Родоначальники: Mysticum, Helheim
Представители: Aborym, Ad Hominem, Ars Macabra, Atomtrakt, December Wolves (альбом «Blasterpiece Theatre»), Diabolicum, Godkiller, Mysticum, Ordo Tyrannis, Shade Empire, Stagnatus, The Axis of Perdition, Therm.Eye.Flame, Tidfall, Troll (позднее творчество), The Kovenant, Blacklodge.
Пост-блэк - возникший в середине 1990-х годов подвид блэка. Характеризуется усложнением структуры композиций, полифоническим звучанием, эклектичностью, добавлением элементов классической музыки, индастриала, трип-хопа и электронной музыки). Партии всех инструментов гораздо разнообразнее, чем в классическом блэк-метале. Многие группы, играющие в этом стиле, часто называют авангардным блэк-металом.
Родоначальники: Blut aus Nord, Sigh, Mayhem (поздний).
Представители: December Wolves (альбом Blasterpiece Theatre, 2002 г.), Ephel Duath, Fleurety, Ordo Draconis, Sariola, Seth (после 2000 года), Solefald, The Firstborn, Transcending Bizarre?, Ved Buens Ende.
• Христианский блэк - стиль мало чем отличается от обычного тру-блэка по звучанию, однако имеет противоположную ему идеологию. Стиль был создан как противовес антихристианской тематике текстов блэк-метала. Но тем не менее, данный стиль достаточно противоречив т.к. блэк признан считаться тёмным металом и не может сочетаться с противоположным ему стилем, как христианский метал и посему вызывает крайне негативную критику.
Родоначальники: Horde (1994 год).
Представители: Antestor, Admonish, Slechtvalk, Евроклідон, Arvinger, Crimson Moonlight Sorrowstorm, Kekal, Drottnar, Vaakevandring, Deborah, Lengsel, Frost like Ashes, Blood Covenant, Holy Blood, Parakletos.